ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ
САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
АССОЦИАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ
"ШКОЛА БЕЗ ОПАСНОСТИ"

В последние годы всё чаще поступают сообщения о возможных нападениях на школы. Это вызывает серьёзные опасения у родителей и учащихся. Новосибирский Горсайт решил разобраться, как правильно действовать в разных чрезвычайных ситуациях и какие меры принимают для обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.

В прошлом году новосибирских школьников и их родителей не на шутку напугали вооружённым нападением. Неизвестные распространили свои намерения через местные чаты и мессенджеры, что вызвало панику в 15 школах областной столицы.

Безусловно, подобные ситуации находятся под контролем силовых ведомств, но родители всё равно обеспокоены. И на это есть веские причины. Случаи массовых нападений в учебных заведениях стали не редкостью, кроме того, никто не застрахован и от других возможных чрезвычайных ситуаций.

Обеспечение безопасности в школах требует совместных усилий всех заинтересованных сторон. Родители, учителя и школьники должны работать вместе, чтобы создать безопасную среду для обучения. Важно, чтобы каждый знал, как действовать в экстренной ситуации, и был готов к любым неожиданностям.

«Вопросы безопасности в школах всегда находятся в приоритете. За это отвечает директор, а также уполномоченное лицо, назначенное приказом. На сегодняшний день существуют чёткие механизмы и алгоритмы действий в случае угроз. Все в школе регулярно проходят обучение и знают, как действовать в различных ситуациях, будь то стрельба или задымление», – сообщила директор учебного заведения Анна Шмакова.

 

Что делает школу безопасной

 

На протяжении нескольких лет школы активно внедряют различные меры для повышения уровня безопасности. К примеру, согласно законодательству, образовательные организации обязаны установить камеры в коридорах первого этажа и на прилегающей территории и обеспечить контроль доступа в учреждение.  Это помогает оперативно реагировать на подозрительные действия и предотвращать возможные инциденты.

Кроме технических средств, в учебных заведениях регулярно проводят тренировки по эвакуации. Так, в школе № 220 имени Константина Дмитриевича Ушинского недавно прошли масштабные пожарно-тактические учения. Они были направлены на отработку совместных действий учащихся, педагогов, персонала школы и сотрудников МЧС в случае пожара.

Учения максимально оказались приближенными к реальным условиям. Учащиеся и учителя вспомнили правила эвакуации, а сотрудники МЧС провели условное тушение пожара и оказали первую помощь «пострадавшим».

«Совместные учения стали возможны благодаря плотной и продуктивной работе МЧС и школы. В мероприятии были задействованы более 10 единиц техники и более 30 специалистов министерства, вся первая смена, педагогический персонал школы», – рассказал Горсайту ответственный за безопасность в школе, уполномоченный на решение задач гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и антитеррористической защищённости Ярослав Пашиев.

Специалист отметил, что подобные тренировки – неотъемлемая и крайне важная часть создания безопасной образовательной среды. Каждый должен знать, как вести себя в критических ситуациях, оказывать первую помощь и не оставаться безучастным.

 

Зачем проводить регулярные учения

 

«Каждый год, начиная с сентября, мы организуем тренировочные эвакуации, чтобы проверить нашу готовность к чрезвычайным ситуациям. В прошлом году мы провели 15 различных сценариев. Эти мероприятия помогают не только эвакуироваться, но и выявить слабые места в наших действиях, а также намеренно создать сложные условия, например, заблокировать дверь или имитировать другую проблему. Мы также отрабатываем размещение на эвакуационных точках, которых у нас две», – объяснила директор школы.

По словам Анны Шмаковой, предсказать, что может произойти, крайне сложно, особенно если это случается во время перемены.

«Такие ситуации имеют свои особенности, и мы стараемся учитывать их в учениях. Например, эвакуация во время перемены требует более сложной координации. Мы стараемся моделировать обе ситуации, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям», – добавила специалист.

Учителя также играют важную роль в подготовке учеников к эвакуации. На классных часах они объясняют, как действовать при сигнале тревоги. Например, если сирена сработала на перемене, ученики уже знают, что должны направиться к ближайшей лестнице и покинуть здание вместе с потоком людей. После эвакуации важно найти свой класс, чтобы убедиться, что все в безопасности и на месте.

«Регулярные учения помогают нам не только отработать действия в случае опасности, но и создать уверенность в том, что мы сможем справиться с любой ситуацией. Это важный элемент безопасности, который требует постоянного внимания и совершенствования», – подчеркнула директор.

 

Поступила угроза: что делать

 

«Когда поступает угроза через электронную почту или другими способами, существует чёткий алгоритм действий. Однако из соображений безопасности, его детали мы не раскрываем публично. Известно лишь, что в таких случаях важно оперативно оповестить соответствующие службы и действовать согласно установленным инструкциям», – пояснила Анна Шмакова.

В случае угрозы на помощь школам всегда приходят Росгвардия, ФСБ, МЧС и другие службы. Они незамедлительно реагируют на сигнал и прибывают на место.

«Кроме того, правоохранительные органы, в частности, – ФСБ и МЧС, регулярно посещают школы, чтобы рассказать учащимся о правильном поведении в экстремальных ситуациях. Они объясняют старшеклассникам, как заботиться о младших, что делать в случае опасности и как сохранять спокойствие», – добавила директор школы.

Анна Шмакова отметила, что специалисты общаются с детьми на своём профессиональном языке, который отличается от педагогического. Это помогает школьникам лучше понять свою ответственность и осознать важность соблюдения мер безопасности. Такой подход способствует формированию у учащихся навыков, необходимых для адекватного реагирования на угрозы.

 

Что делать, если что-то случилось

 

Когда возникает чрезвычайная ситуация, особенно если в ней оказался ваш ребёнок, сложно определить, как правильно поступить. Однако, первое и главное правило – сохранять максимальное спокойствие и избегать паники.

«Как психолог скажу: важно напомнить себе, что вы не одни. В моменты общей беды нужно объединяться и поддерживать друг друга. Как говорится в православии: "Когда тебе плохо, иди к тем, кому ещё хуже". Не поддавайтесь панике, оглянитесь вокруг и найдите людей, которые могут помочь или которым нужна помощь», – посоветовала педагог.

Не менее важно не мешать работе профессионалов, ведь именно они обладают необходимыми навыками и опытом для разрешения чрезвычайных ситуаций.

«История знает немало примеров, когда паника родителей только усугубляла трагедии. Например, события в Беслане показали, что в таких ситуациях родители, к сожалению, не могут сделать многое. Поэтому важно поддерживать друг друга и терпеливо ждать, даже если это трудно. Это испытание, на которое необходимо ответить с выдержкой», – заключила директор школы № 220 Анна Шмакова.

Родители также играют важную роль в обеспечении безопасности своих детей. Обсуждайте со своими школьниками возможные сценарии и объясняйте, как важно следовать инструкциям взрослых. Поддерживайте открытый диалог и интересуйтесь, как проходят тренировочные эвакуации. Ведь обеспечение безопасности в образовательных учреждениях – это комплексная задача, требующая участия всех: от администрации образовательных учреждений до родителей и самих учащихся. Важно быть готовыми к любым ситуациям и знать, как действовать, чтобы минимизировать риски.